Третья сигнальная система

348 стр. | Твердый переплет (суперобложка) | Формат: 31×27,5 см, полноцвет
Типография «Иван Федоров» | С.-Петербург, 2006
12000
р.
Книга «Золотое сечение» (авторы И.Шевелев, М.Марутаев, И.Шмелёв) была издана в СССР в 1990 году. Она сразу стала научным бестселлером. В этой книге каждый автор изложил личный взгляд на предмет гармонии, не освоенной современной научной школой в достойной мере. Как всеохватное явление гармония издревле привлекает внимание выдающихся исследователей. Поэтому книга «Золотое сечение», в которой представлены принципиально новые материалы по проблеме гармонии, по сей день вызывает интерес не только среди специалистов разных сфер практической деятельности.
Издание любопытно для самого широкого круга читателей. Ибо гармония пронизывает все уровни бытия, все виды организации материи.

Сознавая важность данного факта, один из авторов взял на себя инициативу по переизданию монографического труда. Поскольку публикация материала, облаченного в художественную форму - к тому обязывает предмет исследования, - требует значительных финансовых средств, решено публиковать труд каждого автора раздельно, но в едином книжном дизайне. Первой в этом ряду становится работа И.П.Шмелёва («Третья сигнальная система»), которая подготовлена к печати за счет финансовой поддержки заинтересованных лиц. Каждый экземпляр данного издания имеет свой порядковый номер, записанный рукой автора. Учитывая, что зарубежный читатель не знаком с неординарным исследованием, книга публикуется на двух языках - русском и английском. Купить книгу «Третья сигнальная система» издания 2006 года вы можете на нашем сайте.

- Издание с параллельным текстом на английском языке
- Цветные иллюстрации и приложения (внутри большой вкладыш с панелями Хеси-Ра)
- Вторая часть — исправленное и дополненное переиздание книги "Архитектор фараона" 1993 года (подробнее - здесь).
архитектор фараона шмелев скачать
СОДЕРЖАНИЕ
ЧАСТЬ I
Третья сигнальная система
Рецензия
Прелюдия
О началах
От статики к антроподинамике
Алгоритм
Алфавит Гармонии
Итог
ЧАСТЬ II
Архитектор фараона
Анонс
Рецензии
Ремарка
Былое и ныне
Память
Шедевр
Реплика
Послесловие
Литература
ЧАСТЬ III
Портфолио автора
Архитектура
Символ
Фото
Прелюдия к 1-й части "Третья сигнальная система"

В наши дни безликие новостройки, заполонив многочис­ленные региональные массивы России, оказались в той же мере обыденным фактом нашей неустойчивой жизни, как транспорт, которым ежедневно пользуется житель большого города, как пото­ки бездарной и безнравственной кинопродукции, хлынувшей из-за рубежа, которую благодаря всепроникающему телевидению в рав­ной мере потребляет и город и село. Но из исторических хроник мы узнаём, что в былые времена архитектура, как жизненно необходи­мый род деятельности, занимала уровень, сравнимый с космотвор­чеством. Поэтому сооружения, не только общественные, но и граж­данские, возводились согласно канонам мироустройства. Что по­буждало древних зодчих искать, находить и руководствоваться нормативами, за которыми весьма прозрачно просматривается ан­тропогенный взгляд на Природу? Было ли то следствием «детства» человеческого разума, его «наивности», или за мифологическими покровами прячется куда более глубокий смысл?

К концу XX века мир отчётливо осознал, сколь действенное влияние на сферу социальных отношений оказывает информация, среди разнообразных видов которой ведущая роль по-прежнему принадлежит человеческой психике как высшей форме миграции информационных сигналов. Что в человеческом организме способ­ствует развитию или подавлению регулятивных процессов, отражающих уровень проявления сознания, его ориентацию на духов­ные, этические, эстетические или «целесообразные» установки? В состоянии ли архитектурная среда влиять на динамику сознания и тем самым ускорять или замедлять жизненные циклы человека и его творческую активность?

Чтобы разобраться в актуальности подобных вопросов, бесполезно надеяться на плодотворное иссле­дование проблем архитектурной среды в отрыве от общесистемных критериев, каковыми в современном естествознании являются три базовых положения: принцип симметрии, принцип рефлексии, принцип комплементарности (он же — принцип дополнительности и соответствия, или полярности). Используя нетривиаль­ный формальный аппарат и сопоставляя друг с другом методики различных канонических подходов, как древних, так и современ­ных, анализируя их математическую канву и помня о феномене резонанса, пронизывающем все уровни организации материи, мне удалось сформулировать тезис о ТРЕТЬЕЙ СИГНАЛЬНОЙ СИСТЕМЕ как специфически структурированном пространстве, способном играть роль канала, ретранслирующего потоки биоин­формации. Проводником-стимулятором такого рода архитектур­ный объект становится в том случае, когда соразмерность его про­странственных структур согласована с характером биоритмических процессов человека. Потому что биоритм есть один из способов прояв­ ления энергии в актах её колебания, её пульсации посредством частотных импульсов, ответственных в том числе и за передачу информационных факторов, исследованием которых установлено, что режим информационных импульсов, как правило, лимитиро­ван набором дискретных интервалов, калиброванных закономер­ ностями золотого сечения. Этот природный «инструмент» — я на­зываю его информационный резонанс — воплощён и в системе химических элементов, и в темперированном строе звукоряда, и в конституции живых организмов, включая человека. Ему неукос­нительно следовали зодчие всех древних цивилизаций, оставив­шие после себя ярчайшие шедевры архитектурного гения. И это не случайно. Ибо с феноменом информационного резонанса согла­ совано не только устройство человеческого тела и гармонические характеристики его биоритмов, но и многое иное, ответственное за динамические акты, протекающие и на уровне неорганических систем.

Поэтому можно не сомневаться, что именно благодаря ин­формационному резонансу получает реализацию универсальный механизм инвариантной корреляции динамики природных объ­ектов. Отмеченные обстоятельства дают повод констатировать, что информационный резонанс есть фундаментальный феномен Природы. Вот, в связи с чем проблема архитектурной Гармонии, как мне представляется, должна акцентировать свой теоретиче­ский базис и строительную практику в аспекте Третьей сигналь­ной системы — в ключе информационного резонанса. Вот, почему золотое сечение, отражающее средствами математики харак­тер биоритмических процессов человеческого организма, должно стать доминирующим регулятором, а потому и повседневным инструментом архитектурного творчества.

Только в таком случае профессионалы-архитекторы смогут сознательно выводить архи­тектурную среду обитания человека за пределы русла жгучих проблем экологии, одаряя общество высоконравственным архи­тектурным окружением, способным удерживать человека в пото­ке духовного устремления. Полагаю, в наш экологически хруп­кий и чрезвычайно неустойчивый исторический период содер­жание Третьей сигнальной системы обретает черты особой актуаль­ности. Талантливый архитектор, будучи Мастером строительного ремесла, обязан нести нравственную ответственность за результа­ты своей деятельности.
архитектор игорь павлович шмелёв
БИОГРАФИЯ АВТОРА
Игорь Павлович Шмелёв (1934 — 2020 гг.)
Лауреат Государственной премии РФ. За расшифровку уникальной древнеегипетской тайнописи (панелей усыпальницы древнеегипетского жреца Хеси-Ра, обнаруженных в Саккара в начале XX века) ему присвоена ученая степень. И.П. Шмелёв является участником многочисленных научных конференций, включая международные. За плечами архитектора многолетняя педагогическая деятельность в высшей школе и успешная архитектурно-строительная практика. Является лауреатом российских и международных конкурсов.
Другие книги автора